28.01.2021      789      0
 

Закон о референдуме: Что не так с обещанием президента?

Верховная Рада проголосовала за президентский проект закона № 3612 о референдуме. «За» проголосовали 255 депутатов.


Источник: Наталья Лебедь, 112.ua

Верховная Рада проголосовала за президентский проект закона № 3612 о референдуме. «За» проголосовали 255 депутатов.

Владимир Зеленский внес его в парламент еще 9 июня 2020 года и обозначил как неотложный. Уже 18 июня законопроект поддержала за основу Верховная Рада. А попутно отклонила альтернативные законопроекты: № 2182 (авторства Юлии Тимошенко) и № 3177 (автор – Василий Нимченко). После этого депутаты начали вносить правки перед вторым чтением законопроекта. Их собралось более тысячи.

О чем речь?

Президентский документ говорит о том, что граждане смогут сами решать вопросы общегосударственного значения, вносить изменения в I, III, XIII разделы Конституции, отменять отдельные нормы или законы в целом и изменять пределы территории страны.

Таким образом, на всеукраинском референдуме можно будет менять разделы Конституции Украины об «общих принципах», о «выборах и референдумах», о порядке внесения изменений в Основной закон, а также перекраивать отдельные законы.

Зато нетронутыми для плебисцита остаются все другие разделы Конституции — «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Верховная Рада Украины», «Президент Украины», «Кабинет министров Украины», «Прокуратура», «Правосудие», «Территориальное устройство» и тому подобное.

На референдуме запрещено поднимать вопросы, которые противоречат Конституции Украины и международным нормам (в частности Всеобщей декларации прав человека и Конвенции 1950 года), в том числе и такие, которые направлены на ликвидацию независимости государства и нарушения его территориальной целостности.

Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме не требуют утверждения каким-либо государственным органом. Референдум считается состоявшимся, если участие в голосовании приняли не менее 50% граждан, включенных в Государственный реестр избирателей. Принятое на нем решение вступает в силу через 10 дней после обнародования результатов.

Если же вопрос не был поддержан на референдуме, то повторно вынести его можно будет лишь через год. Зато принятое решение может быть изменено не ранее чем через три года со дня его принятия и исключительно путем всеукраинского референдума.

В законопроекте прописан и запрет проводить плебисцит одновременно с очередными или внеочередными общенациональными выборами. Также всеукраинский референдум не может назначаться в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного состояния.

Также документ предусматривает и возможность электронного голосования на всеукраинском референдуме. А разработку соответствующей процедуры возлагает на Центральную избирательную комиссию. Собственно, и проголосовать за проведение референдума можно также онлайн – для поддержания соответствующей инициативы достаточно воспользоваться электронной цифровой подписью.

Кто инициирует референдум?

Инициаторов у всеукраинского референдума может быть три. Это: 1) президент, который назначает плебисцит относительно изменений в трех выше названных разделах Конституции; 2) парламент, если речь идет об изменении территории страны; 3) народ – по всем другим вопросам. Если инициатива идет «снизу», глава государства должен услышать социум и провозгласить референдум. Но лишь тогда, когда соблюден ряд условий.

В частности, для того чтобы инициировать референдум, население страны должно образовать инициативную группу. Такая группа должна состоять не менее чем из 60 граждан Украины, которые на день ее образования имеют право голоса. А создается она на собраниях граждан, в которых участвует не менее 300 избирателей и на которые ЦИК направляет своего представителя.

Во время упомянутых сборов должны быть также предметно представлены обоснование позиции по вопросу всеукраинского референдума по народной инициативе и формулировка вопроса, который будет вынесен на референдум. Тогда в течение 7 дней после собрания уполномоченный представитель инициативной группы передает в ЦИК подписанные председателем и секретарем собрания документы проведенных сборов.

Поэтому для инициаторов начинается отсчет 60 дней, в течение которых они должны собрать подписи не менее 3 млн граждан Украины, которые имеют право голоса, причем не менее чем по 100 тысяч подписей должно быть 2/3 от 24 областей и АР Крым и городов Севастополь и Киев, то есть с 18 административно-территориальных единиц. Собранные подписи необходимо будет передать для проверки в ЦИК, которая после этого примет соответствующее постановление и передаст его президенту.

Получив все документы, президент провозглашает дату проведения референдума — она должна приходиться на последнее воскресенье 60-дневного срока с момента обнародования президентского указа. На этом этапе в игру вновь включается ЦИК, которая образует окружные комиссии и тому подобное – одним словом, действует по механизму, подобному тому, который применяется во время выборов.

Важно, что проведению референдума предшествует регистрация политических партий и общественных организаций в роли сторонников или оппонентов вопроса референдума. Это необходимо для взвешенного представительства аргументов «за» и «против». Граждане должны получить всеобъемлющую информацию о сути вопроса, который выносится на референдум, а будет поступать она как от тех, кто поддерживает плебисцит, так и от их оппонентов.

А как быть тем партиям или общественным организациям, которые не выступают ни за, ни против вопросов, вынесенных на референдум? Они также могут присоединиться к общественному наблюдению за процессом референдума, не имея статуса сторонника или оппонента.

Законопроект Зеленского предусматривает и возможность проведения агитации (или контрагитации) по вопросам, вынесенным на референдум. Причем такая агитация касается не только этапа, когда нужно призывать граждан прийти на референдум, а еще и этапа сбора подписей.

Обязательным требованием для проведения любого из видов агитации является создание фонда инициативной группы, зарегистрированной как группа сторонников или оппонентов вопроса референдума. Все расходы средств на агитацию должны осуществляться исключительно именно из этих фондов. Впрочем, граждане Украины могут также приобщиться к агитации за или против референдума, но на общественных началах, то есть без расходования собственных средств.

И, наконец, еще один важный момент. Согласно документу, на всеукраинский референдум может быть вынесен только один вопрос. Из-за этого положения законопроект неоднократно критиковали. Мол, организация плебисцита – дело не из дешевых. Так почему же надо ограничиваться лишь одним вопросом? С другой же стороны, существует опасение, что чрезмерное количество вопросов оттолкнет избирателя, который просто не придет на участок. Поэтому в этом моменте нужна золотая середина, говорят эксперты.

 

Слабые моменты

Политолог Кирилл Сазонов обращает внимание на то, что сбор подписей не менее как в двух третях регионов Украины и не менее 100 тысяч в каждом из регионов усложняет народовластие. То есть «локальными усилиями, например, Киева и Одессы провести референдум нельзя», – говорит он.

Заметим, что для этого и существуют местные референдумы — для решения локальных вопросов. И механизм проведения местных референдумов было бы логично рассматривать в пакете с общеукраинским референдумом, но власть такую опцию не предлагает. И этим, действительно, сужает понятие народовластия, о котором Владимир Зеленский говорил еще в начале своей каденции.

Кроме этого, Сазонов обращает внимание на еще один момент: Верховная Рада может при желании остановить проведение любого плебисцита. Потому что даже собранные 3 миллиона голосов и вынесение этого вопроса президентом на рассмотрение парламента отнюдь не гарантирует, что парламент даст добро.

«Коллективный саботаж, за который реальной ответственности нет и быть не может. Так что если нардепам тема референдума (например, об отзыве народного депутата избирателями) не понравится – вопрос зависнет. Этот момент нужно отработать», – советует эксперт.

Но, кроме того, что Верховная Рада может заблокировать вынесение того или иного вопроса на референдум она же может и не имплементировать его результат. Так уже было в 2000-м, когда проведенный по народной инициативе референдум не имел правовых последствий — из-за уклонения парламента от утверждения его результатов.

А в целом эксперты считают, что законопроект о референдуме будет служить прежде всего одной цели. Одним из первых вопросов, вынесенных на него, может стать особый статус Донбасса. Ведь здесь речь пойдет не о нарушении территориальной целостности, а об изменении принципа функционирования части нашей территории.

«Возможно, законопроект о референдуме как раз и затевался исключительно ради этого «территориального» пункта, – замечает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. — Ведь по налогам референдум невозможен, референдумы по НАТО и ЕС проводить не станут, потому что они будут только раскалывать общество. Остается что? Остается административно-территориальное устройство».

Он также отмечает, что «этим законопроектом власть пытается переложить ответственность на людей. Элита и власть на то и являются элитой и властью, чтобы брать на себя ответственность за непростые противоречивые решения, которые оценит только история. Если же на референдуме предложат решать вопрос ОРДЛО, это будет означать, что в историю наши руководители не стремятся».

Впрочем, у Карасева есть еще одно предположение. Совсем не обязательно, говорит он, что власть стремится получить положительный ответ на вопрос об особом статусе Донбасса.

«Возможно, за упоминанием в законопроекте территориальных вопросов стоит план «Б». Вопрос можно сформулировать так: «Нужна ли нам реинтеграция Донбасса?» и получить отрицательный ответ. Ведь не обязательно должно быть «да». Может быть и «нет». И это будет выход в том случае, если Минск не сработает», – говорит политолог.

Политолог Богдан Петренко по этому поводу говорит следующее: «Власть не хочет брать на себя лишнюю ответственность. Но на нее постоянно давит прослойка патриотов-пассионариев. Она является узкой, эта прослойка, но очень активной. И именно она рисует властям красные линии. И так же, как власть перекладывает на МВФ ответственность за непопулярные решения в экономике, так и в политике она может переложить ответственность на участников референдума».

В пользу такой версии говорит и то, что накануне голосования народным депутатам из фракции «Слуги народа» пригрозили исключением из нее, если те будут саботировать голосование. Об этом сообщило издание «Левый берег» со ссылкой на своих информаторов.

«Друзья, сообщаю группе, которая сегодня получила команду не голосовать за программное обещание президента по закону о референдуме. Это водораздел. Относительно всех, кто не будет голосовать, будет поставлен вопрос об исключении из фракции «Слуги народа», — так написал председатель фракции Давид Арахамия в чат нардепов.

И хотя массовое исключение из фракции депутатов представить сложно, очевидно то, что вопрос референдума для главы государства стоит очень остро. Связано ли это с Донбассом, или с желанием укрепить рейтинг, который падает, станет понятно в ближайшее время.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности