Как известно, в феврале 2014 года в Украине произошла революция, инициированная прозападными группировками. Революция привела к свержению тогдашнего президента Украины Виктора Януковича, который вынужден был бежать в Россию, и привела к власти прозападные группы. Однако российская администрация отказалась признать новое правительство в Киеве, назвав эти инциденты поддерживаемым США «государственным переворотом». Правительство России особенно беспокоилось за Крым: Черноморский флот России базируется на военно-морской базе в Севастополе в Крыму с конца XVIII века.
Значение Крыма для России
Взгляд на карту бассейна Черного моря ясно показывает огромное геополитическое значение Крымского полуострова: он находится почти на одинаковом расстоянии от западной и восточной частей Черного моря. Он контролирует устье реки Дунай и выход Стамбульского пролива в Черное море. Это также не очень далеко от Кавказа (во время Пятидневной войны между Россией и Грузией в 2008 году линкоры, базирующиеся в Севастополе, сыграли ключевую роль). В этом аспекте Севастопольская военно-морская база имеет жизненно важное значение для России, и ни один другой порт на Черном море не может предложить Черноморскому флоту России подобных удобных условий. Это объясняет, почему Россия в течение последних 200 лет придавала большое значение Крымскому полуострову, и почему во время Второй мировой войны она оказала упорное сопротивление нацистским войскам, чтобы защитить Крым.
В 1954 году (во время правления Никиты Хрущева) Крым был передан Российской Федеративной Советской Социалистической Республикой (одна из республик в составе Советского Союза) Украинской Советской Социалистической Республике (другой республике, входящей в состав Советского Союза). В то время это было внутренним вопросом Советского Союза, и поскольку СССР на самом деле был очень централизованной структурой (почти все решения принимались в Москве), это административное изменение не имело в то время большого значения. Тем не менее, когда в 1991 году распался Советский Союз, границы федеративных единиц Советского Союза были признаны международными границами в соответствии с международным правом. Таким образом, правители России столкнулись с реальными и тяжелыми последствиями распада Советского Союза для России.
В 1990-е годы многие российские политики (в том числе представители президента Бориса Ельцина и российского парламента) выражали недовольство тем, что Крым остался в составе Украины. Но вопрос о разделе Черноморского флота и статусе военно-морской базы в Севастополе тогда был более актуальным. Эти вопросы поставили две страны на грань серьезного дипломатического кризиса, и в конечном итоге в 1997 году они договорились о разделе Черноморского флота между двумя странами. Также было согласовано, что Россия будет использовать военно-морскую базу в Севастополе на основе договора аренды. Срок действия соглашения — 20 лет. Однако в 2010 году, согласно соглашению, заключенному тогдашними президентами Украины и России Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым, это срок был продлен еще на 25 лет.
Присоединение Крыма к России
Прозападные и антироссийские политические круги Украины были недовольны пребыванием российского флота в Крыму. Помимо неприязни к России, они выступали за членство Украины в НАТО, а наличие военно-морской базы страны, не являющейся членом, будет препятствием для такого членства. По этой причине они ратовали за расторжение соглашения или, по крайней мере, за его не продление.
Когда прозападный политик Виктор Ющенко стал президентом Украины в результате оранжевой революции 2004 года, он дал понять, что они не хотели бы продлевать соглашение (однако он не мог быть избран на второй срок и должен был передать президентство Виктору Януковичу в 2010 году). Когда Янукович подписал соглашение о продлении пребывания российского флота, это вызвало большой переполох в украинском парламенте.
По этим причинам, когда прозападные силы совершили революцию в Украине в феврале 2014 года, у России были конкретные причины опасаться, что новое правительство попытается отменить действующее соглашение и распустить российский флот. Таким образом, правительство России решило действовать до того, как новое правительство в Украине начнет функционировать в полную силу.
Российские силы, базирующиеся в Севастополе, заручившись поддержкой значительной части местного населения (большинство из которых являются этническими русскими), взяли под свой контроль полуостров в конце февраля — начале марта 2014 г. и организовали референдум по статусу Крыма и города Севастополя. Законодательство Украины не допускало проведения такого референдума, и международное сообщество его не признало. Однако крымский парламент, на основе этого референдума сначала провозгласил независимость Крыма от Украины, а вскоре после этого объявил о «воссоединении Крыма с Россией». Таким образом, 18 марта 2014 года Россия присоединила к себе Крымский полуостров и город Севастополь.
Хотя этот референдум и последующее присоединение не были признаны международным сообществом, Россия считает Крым частью своей территории, и поправки к законодательству 2020 года полностью запретили любое обсуждение в России статуса Крыма. Другими словами, обсуждение статуса Крыма в России связано с сепаратизмом. Россия также отказывается обсуждать этот вопрос на международных площадках, заявляя, что Крым теперь является частью ее территории, и что она считает этот вопрос закрытым для всех.
Отношение Запада
Во время беспорядков и последующей революции 2014 года, западные государства открыто поддерживали прозападных оппонентов на Украине. Демонстрации в Киеве также проходили под флагом ЕС, и протестующие поставили членство в ЕС как одну из своих основных задач. Высокопоставленные политики и государственные деятели США, в том числе Виктория Нуланд, посетили демонстрации прозападных протестующих, хотя эти собрания были запрещены тогдашней украинской администрацией.
Однако после революции, когда Россия организовала свою операцию в Крыму, западные государства (и европейские государства, и администрация США) не оказали Украине никакой конкретной поддержки. Более того, было сказано, что западные лидеры призвали украинских солдат в Крыму не провоцировать никаких конфликтов. Вскоре после присоединения Крыма, тогдашний президент США Барак Обама заявил, что эта ситуация не вызовет новой холодной войны. Было очевидно, что западные лидеры проигнорировали этот вопрос в самый ответственный момент (бывший президент США Дональд Трамп резко критиковал Барака Обаму за его «капитуляцию»).
С другой стороны, поскольку крымский вопрос не вынесен на повестку дня международного сообщества, украинские государственные деятели начали опасаться, что международное сообщество может навсегда забыть об этом вопросе, а тем более де-факто признать то, что они называют «аннексией».
Это было основной мотивацией, по которой украинские государственные деятели инициировали эту Крымскую платформу. Первым мотивом было недопущение того, чтобы Крымский вопрос был забыт. Вторая причина может быть внутренней: нынешнего президента Украины Владимира Зеленского, пришедшего к власти 2 года назад, многие националисты (особенно сторонники бывшего президента Петра Порошенко) обвиняли в «пророссийском» характере. Многие лидеры крымско-татарского движения также участвовали в парламентских выборах от разных политических партий, но их не было в партии Зеленского. С этой точки зрения, эту платформу можно рассматривать как возможность для Зеленского продемонстрировать свой “патриотизм” (его сторонники говорят, что, хотя Порошенко ничего не сделал по крымскому вопросу, именно Зеленский внес этот вопрос в повестку дня международного сообщества) и возможность для установления хороших отношений между Зеленским и лидерами крымских татар.
Инициатива Крымской платформы
Крымская платформа была впервые анонсирована во второй половине прошлого года (на 75-м ежегодном саммите ООН). Правительство Украины планировало создать международную площадку для обсуждения Крымского вопроса и принятия дополнительных санкций против России. Планировалось, что такая платформа будет под эгидой ООН. С прошлого года дата первого саммита Крымской платформы объявлялась дважды, однако в обоих случаях правительство Украины переносило дату.
Наконец, было объявлено, что саммит состоится накануне 30-летия независимости. Украинские дипломаты приложили немало усилий, чтобы организовать настоящий саммит, на котором многие государства будут представлены своими президентами или главами правительств. Тем не менее, российская администрация с самого начала продемонстрировала, что не намерена мириться с этой платформой.
Пресс-секретарь МИД России Мария Захарова заявила, что Россия будет воспринимать участие государств в Крымской платформе как недружественный акт. Следовательно, многие страны (такие как страны Латинской Америки, Африки, а также Индия и Китай) полностью проигнорировали саммит. Из стран, приславших делегацию, 9 были представлены президентами (например, Польша, Эстония, Латвия и Литва, у которых наихудшие отношения с Россией), 4 страны были представлены премьер-министрами (Швеция, Румыния, Хорватия и Грузия), другие были представлены министрами иностранных дел, торговли или энергетики. Такие европейские страны, как Франция и Германия, которые не хотели портить свои отношения с Россией, были представлены на относительно низком уровне: Франция была представлена своим министром торговли, в то время как Германия была представлена своим министром энергетики.
В начале саммита президент Украины Владимир Зеленский заявил в своем выступлении, что Украина не сможет вернуть себе контроль над Крымом исключительно по собственным причинам, и повторил, что для этого необходимо заручиться поддержкой международного сообщества. Однако итоговая декларация саммита оказалась намного мягче, чем ожидали украинские дипломаты: вместо упоминания конкретных дополнительных санкций, декларация была полна некоторых общих выражений, таких как «цель Крымской платформы — положить конец временной оккупации Крымского полуострова мирными средствами и «восстановление суверенитета Украины над Крымом в полном соответствии с международным правом».
Одно из разочарований для Украины — отсутствие институциональной поддержки со стороны ООН. Об этом недавно подтвердил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба (Украина хотела, чтобы эта платформа созывалась под эгидой ООН).
Одним из достижений платформы является открытие постоянного офиса в Киеве. Президент Зеленский заявил, что платформа скоро откроет офисы в некоторых других странах.
Итоги саммита
Итак, каковы итоги первого саммита Крымской платформы? С одной стороны, тот факт, что на этом саммите были представлены 46 стран, 9 из них (исключая Украину) были представлены президентами, а 4 — их премьер-министрами, показывает, что международное сообщество не забыло Крымский вопрос. Это то, что раздражает Россию, заявляющую, что этот вопрос закрыт навсегда. Тот факт, что эта организация будет проводить дальнейшие саммиты и будет иметь постоянный офис, также свидетельствует о том, что к этому вопросу будет применен системный подход. С другой стороны, тот факт, что многие европейские страны не хотят портить свои отношения с Россией, да и вообще часто с удовольствием критикуют Зеленского, и что даже новый президент США Джо Байден уже разочаровал украинскую администрацию (за снятие санкций с российского проекта «Северный поток-2», согласно которому Украина потеряет статус транзитной страны в сфере газа), показывает, что для Украины было бы слишком оптимистичным подходом ожидать реального сотрудничества с западными странами по этому вопросу.
Разочарование Украины Западом
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба выразил разочарование Украины в отношениях с Западом в прошлом месяце, когда заявил, что Украина больше не верит в обещания Запада, и что в вопросах собственной безопасности страна должна полагаться на собственные силы, как и Израиль.
Одним из факторов разочарования Украины в отношениях с Западом является отсутствие конкретной поддержки в Крымском вопросе. Следовательно, судьба Крымского вопроса будет во многом зависеть от отношений между Россией и Западом.