Правительство Украины одобрило проект кардинальных изменений пенсионной системы. Он предусматривает радикальное сокращение действующей формулы солидарности и передачу бремени ответственности за финансы пенсионеров на частные пенсионные фонды.
Нынешняя пенсионная система трещит по швам. Согласно электронной оценке, проведенной в конце прошлого года, количество украинцев упало с 52 миллионов на момент обретения независимости в 1991 году до 38 миллионов. Общество стареет, пенсионеров уже 11,2 миллиона. Кроме того, миллионы граждан трудоспособного возраста эмигрировали за границу в поисках работы. Результат — некому поддерживать пенсионеров, которые по-прежнему получают посо
бие, зачастую ниже прожиточного минимума. Более 60 % украинских пенсионеров — по данным Пенсионного фонда Украины — получают пенсии ниже 3000 гривен.
Правительство делает ставку на OFE
Частные пенсионные фонды, работающие на общественных началах и дополняющие систему солидарности, работают в стране уже много лет, но пока об их успехах говорить сложно. Хотя в Украине зарегистрировано 63 таких лица. По данным Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, по итогам первого квартала 2020 года они собрали всего лишь 3,1 млрд грн, или примерно 115 млн долларов США.
В ближайшие 15 лет государство не сможет выплачивать пенсии
Теперь правительство хочет это изменить. В связи с демографической ситуацией в ближайшее время одному сотруднику придется удерживать двух пенсионеров от уплаты налогов. Это нереально, и в ближайшие 15 лет государство не сможет выплачивать пенсии, оценил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
— Вам придется дважды повышать налоги, чтобы поддержать пенсионеров. Компании больше не хотят повышать налоги. Повышение их на 100 % невозможно. Через 15 лет мы не сможем выплачивать пенсии. Это простая математика, — пояснил он, объявив о введении в 2021 году системы капитала, которая должна заменить действующую в настоящее время систему солидарности. Предполагается, что государство будет выплачивать только «небольшую социальную пенсию», а украинские работники откладывают в пенсионные фонды на базовое страхование по старости.
Минсоцполитики хочет, чтобы реформа вступила в силу 1 января 2022 года. Ее реализация будет сопровождаться «чисткой» действующих частных фондов.
— Мы не можем допустить все 60 фондов. Будут четкие требования, которым будут соответствовать 10-15 фондов. Ряд требований, касающихся частных пенсионных фондов, вытекает из европейских директив, Национальная комиссия по ценным бумагам и рынкам капитала включит их в свои правила, регулирующие участие в системе. Все это включено в счет. Все средства пройдут авторизацию, — сообщила глава ведомства Марина Лазебна.
Начать правительство намеревается уже в 2021 году. Начальный капитал для людей в возрасте до 35 лет, работающих в опасных или тяжелых условиях, дает сегодня в соответствии с действующим законодательством право на досрочный выход на пенсию. Нанимающие их работодатели будут платить повышенную ставку пенсионного страхования — с 7 до 15 % в зависимости от вида работ. Предполагается, что это будет приносить 2-3 миллиарда гривен ежегодно.
Пенсионный фонд Украины будет перечислять взносы в негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, указанные застрахованными. Если застрахованный сотрудник не называет фонд или страховщика, которому он хочет доверить свои деньги для будущего выхода на пенсию в течение трех месяцев, ПФУ автоматически сделает это за него. По расчетам Минсоцполитики, изменение коснется всего 135 тысяч сотрудников, потенциальных клиентов негосударственных пенсионных фондов.
На конец октября задолженность компаний-плательщиков досрочных пенсионных взносов перед ПФУ составляла 15,3 млрд грн, в 2008 г. — 1 млрд грн (рост долга в долларах ниже — со 125 млн долларов в 2008 г. 530 миллионов долларов в 2020 году).
Без гарантии, без движения
Эффект от изменений будет многомерным, поскольку системы капитала дополнительно означают развитие экономики и сокращение теневой экономики на рынке труда, оценила министр социальной политики Украины Марина Лазебна. Граждане должны получать, включая остаточную сумму, не менее 40 % от той, что они заработали. Долгосрочный импульс развития экономики на 35-летнюю перспективу оценивался от 40 до 67 % ВВП Украины. Выход рынка труда из тени положительно скажется на доходах бюджета и, следовательно, на способности государства выполнять обязательства в сегменте солидарности, и люди «научатся пользоваться инструментами жесткой экономии и будут дополнительно экономить, повышая свой уровень благосостояния и уровень внутренних инвестиций в экономику », — утверждала Лазебна.
Сегодня нет активов, в которые можно было бы вкладывать пенсионные взносы украинцев
Однако, по мнению некоторых экспертов, представленный правительством законопроект не отвечает на главный вопрос о гарантиях сохранения и получения сотрудниками финансовых ресурсов в будущем. Они ставят под сомнение смысл создания системы капитала в слабой экономике. Они приводят пример резкой девальвации гривны — когда она была введена в 1990-е годы, за доллар платили 1,6 гривны, а сегодня более 28 гривен. По их мнению, сегодня нет активов, в которые можно было бы инвестировать пенсионные взносы, уплаченные украинцами, чтобы при выходе на пенсию они могли получить ровно столько, сколько они номинально внесли в систему. Не говоря уже о прибыли от этого капитала, собранной за эти годы.
Еще одна проблема — завоевать доверие украинцев, ставших свидетелями «банкопадов» — массовых ликвидаций коммерческих банков, проводимых центральным банком в последние годы. Поскольку они были ликвидированы, несмотря на то, что их деятельность постоянно отслеживалась, что будет с негосударственными пенсионными фондами — недоумевают скептики. Они указывают на то, что предложенный правительством законопроект не предусматривает создание государством сильной структуры, которая контролировала бы поступление средств работников в пенсионные фонды и гарантировала бы получение ими причитающихся пенсионных выплат. По их оценкам, пока эти вопросы не будут решены, пенсионная реформа потерпит фиаско.
Идеи выхода из системы солидарности, которые появляются уже давно, получили негативную оценку со стороны Международной организации труда. Она указала, что накопительная система нигде не оправдала возложенных на нее надежд, а пенсии, выплачиваемые из этой системы, часто были даже ниже, чем в старой системе. Кроме того, государство теряло контроль над судьбой пенсионеров, передаваемых в частные руки.
— Система капитала фактически обанкротилась почти во всех странах мира. Невозможно вложить капитал на 40 лет, потому что каждые 20 лет у нас глобальный кризис и в первую очередь обесцениваются долгосрочные вложения. К тому же для контроля нужен серьезный государственный аппарат. Системы солидарности никого не обанкротят, всегда будет связь между тем, сколько вы зарабатываете и сколько пенсий получаете. Сейчас мы копируем худшие системы от которых давно отказались, — оценил Юрий Ханущак из Института территориального развития.
Мария Репко из Центра экономической стратегии обратила внимание на другие, иначе взаимосвязанные, аспекты, которые, по ее мнению, мешают работе системы капитала в Украине. Нет закона, гарантирующего безопасность пенсионных сбережений, и нет финансовых инструментов для инвестирования.
Федерация работодателей Украины также скептически относится к идее введения накопительной пенсионной системы. В письме, адресованном правительству, она подчеркивает отсутствие законодательных гарантий безопасности вкладов и их защиты от возможных мошенничеств со стороны частных пенсионных фондов. Это также ставит под сомнение возможность поддержания даже реальной стоимости капитала, накопленного сотрудниками, не говоря уже о прибыли, полученной от фондов.
Несмотря на работу по внедрению системы капитала, в Раду внесен законопроект, авторы которого предлагают перечислить средства пенсионного страхования из Пенсионного фонда Украины в госбюджет. Та же участь постигнет взносы по страхованию от безработицы. Как утверждают авторы законопроекта, это «повысит эффективность использования средств обязательного государственного социального страхования».
Идею раскритиковала группа экспертов, работающая в парламенте. По их мнению, предложение о включении средств социального страхования в госбюджет несовместимо с идеей социального страхования — взносы граждан и работодателей — это не налоги, а страховые взносы, а «концепции налогов и страховые взносы различаются как по своему характеру, так и по функциям и роли в системе социального обеспечения ».
— Включение средств соцстрахования в госбюджет фактически означает отказ от страхового характера этих выплат, а это требует кардинальных изменений как в законодательстве о всеобщем государственном социальном страховании, так и в бюджете, — заключают парламентские эксперты.